В Риге отгремели гастроли Театра Наций
24.05.2013
Одноименная пьеса принадлежит известнейшему шведскому драматургу Августу Стриндбергеру. "Фрекен Жюли" была написана в 1888 году в предвкушении появления женщин двадцатого века, героинь нового типа и новых судеб. Спектакль рассказывает об истории любви и грехопадения женщины, которая происходила из славного рода, но за одну ночь потеряла свое достоинство, став любовницей лакея. Когда пьеса только вышла из-под пера, ее сочли слишком дерзкой и отчасти даже вульгарной. Не стоит забывать, что тогда участь женщины была в том чтобы научиться вязать спицами , растить детей и быть достойной женой.
Тему отношения полов было не принято препарировать и выносить на всеобщее обозрение. Поэтому долго время "Фрекен Жюли" оставалась так называемой "книгой в стол". Единственный раз ее рискнули поставить через год после того, как Стриндберг закончил ее создание. Однако критики и журналисты, а главное, общество посчитали постановку настолько же неудачной, как и сама пьеса. Показывали ее на сцене студсоюза в Копенгагене. Жюли играла жена самого Стриндберга. На родине драматурга произведение подверглось гонениям. Только восемнадцать лет спустя запрет на ее публикацию был снят. Сегодня "Фрекен Жюли" входит в золотую коллекцию мировой драматургии. Вряд ли кто-то может представить себе Стриндбергера вне этого произведения.
Над сценической редакцией пьесы работал Михаил Дурненков, который не нуждается в дополнительном представлении. Скажем только, что для того, чтобы адаптировать пьесу для Театра Наций, драматург вынужден был отказаться от двух других проектов. Новая "Фрекен Жюли" перенесена в Россию. Диалоги освобождены от архаизмов и пестрят живым сленгом. Центральная часть постановки осталась неизменной: любовь между простой служанкой Кристиной и господским лакеем Жаном и отношения между Жаном и хозяйской дочкой Жюли. "Сто пудов любви и столько же ненависти" - неофициальный слоган постановки. Хитросплетения человеческих судеб и вспыхивающие на их перекрещения чувства были продемонстрированы латвийской публике Театром Наций под руководством Остермайера.